Международные морские перевозки грузов

С незапамятных времен обмен товарами между государствами осуществлялся преимущественно по водным путям. И в наше время роль судоходства в международной торговле трудно переоценить. Более половины внешнеторгового грузопотока России приходится на морской транспорт.

Все международное торговое судоходство можно разделить на линейное (регулярное) и трамповое (нерегулярное).

Линейное судоходство - форма регулярного судоходства, обслуживающая направления перевозок с устойчивым грузопотоком, предусматривающая организацию движения закрепленных за линией судов по объявленному расписанию между заранее установленными портами с оплатой перевозки по объявленному тарифу. Линейное судоходство, главным образом, обеспечивает международную торговлю регулярными перевозками генеральных грузов. Контейнеризация перевозок и интенсификация операций по перевалке грузов привели к тому, что линейное судоходство пробрело две различные формы обслуживания: регулярные судоходные линии и срочные судоходные линии.

Контейнерные грузовые перевозки в Россию из стран Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока осуществляются, как правило, судами регулярных линий.

Регулярные судоходные линии отличаются определенным маршрутом и направлением следования. На маршруте регулярной линии определены базовые порты (заход в которые обязателен), факультативные порты (заход в которые возможен) и порты, в которые суда данной линии не заходят. Для регулярной линии установлен график прохождения судами маршрута (время захода, стояночное время, время отхода) по каждому порту, а также категория перевозимых грузов, ограничения грузовых мест по массе и габаритам, тарифы на перевозку. Владелец регулярной линии обязан гарантировать стабильный сервис и, прежде всего, определенную частоту отходов судов (не реже 2-3 судов в месяц). Движение судов регулярной линии организуется по заранее объявленному (как правило, на квартал вперед) расписанию.

Срочные судоходные линии обеспечивают перевозки генеральных грузов в контейнерах. Для обеспечения перевозок грузов на срочных линиях созданы челночно-фидерные системы контейнерных перевозок. При данной системе суда океанских линий обслуживают 2-4 базовых порта. Расходы на фидерные перевозки перекрываются эффектом от оптимального использования крупнотоннажных специализированных судов на океанском плече (с малым числом заходов в порты).

Перевозки в линейном судоходстве осуществляют международные транспортные компании - судоходные линии (англ. shipping line). Компания такого рода представляет собой крупное транспортно-экспедиторское предприятие, владеющее океанскими судами и обладающее широкой сетью своих представительств во многих странах мира. Для организации обработки грузов в различных портах мира, судоходная линия пользуется услугами местных фирм-экспедиторов, выступающих в качестве номинированных агентов судоходной линии.

К особенностям линейного судоходства можно отнести практику объединения двух и более «Перевозчиков» в группу общего обслуживания, которая эксплуатирует линейные суда на определенном направлении и осуществляет перевозки грузов по единым правилам и ставкам. Наиболее распространенной формой подобных объединений являются линейные фрахтовые конференции, в частности Дальневосточная Фрахтовая конференция (англ. Far Eastern Freight Conference), объединяющая в себе следующих влиятельных игроков на рынке морских грузовых перевозок из стран Юго-Восточной Азии: ANL Container Lines Pty Ltd, APL Co Pte Ltd, CMA CGM SA, CSAV Norasia Liner Services, Egyptian International Shipping Co, Hapag-Lloyd AG, Hyundai Merchant Marine Co. Ltd, Kawasaki Kisen Kaisha Ltd, Maersk Line, MISC BERHAD, MSC - Mediterranean Shipping Co. SA, Nippon Yusen Kaisha, OOCL - Orient Overseas Container Line, Safmarine и Yangming Marine Transport Corporation.

Основными портами, из которых осуществляется отправка грузов морем на территории Китая, являются порты на севере: город/порт Dalian, город Tianjin (порт Xingang), город/порт Qingdao; на юге: город/порт Xiamen, город Shenzhen (порт Yantian и Chiwan), город/порт Shekou, город/порт Shantou (кстати, Chiwan, Shekou и Shantou образуют так называемый треугольник из трех портов, находящихся на одинаковом удалении друг от друга), город Guangzhou (порт Huangpu), город/порт Hong Kong; в центре: город/порт Shanghai, город/порт Ningbo; так же наиболее используемые нашей компании порты на территории ЮВА: India (Mumbai), Indonesia (Jakarta), Japan (Kobe), Korea (Busan), Malaysia (Port Klang), Philippines (Manila), Taiwan (Keelung, Kaoshiung, Taichung), Thailand (Bangkok) и Vietnam (Ho Chi Ming). В целом отправки могут осуществлять из любых стран мира, как например Israel (Ashdod), Turkey (Istanbul) OAE (Jabel Ali) или любой другой.

Портами назначения в международных грузовых перевозках импортных грузов, предназначенных для России, являются порты российских городов – Находка (порт Восточный), Новороссийск, С.Петербург, Кронштадт, Архангельск и городов Европы – Finland (Kotka), Estonia (Tallinn), Latvia (Riga) и Lithuania (Klaipeda).

Перевозки контейнеров по морю осуществляются на специально предназначенных для этого судах - контейнеровозах. Океанский контейнеровоз может перевозить на своем борту и в трюмах более 14 тыс. TEU (англ. twenty feet equivalent unit). Судно такой грузоподъемности и тоннажа может заходить только в специально оборудованные океанские порты, все остальные порты обслуживают фидеры (контейнеровозы меньшего водоизмещения и, соответственно, меньшей вместимости). К океанским портам относят: China (Shanghai, Hong Kong), Singapore, Korea (Busan), Dubai (Jebel Ali), Germany (Hamburg), Netherlands (Rotterdam) и Belgium (Antwerp).

В океанском порту отправления производиться перевалка контейнеров с фидерного судна на океанское, в океанском порту назначения с океанского на фидерное. Судоходные линии, как правило, включают в свой сервис все порты, с которым существует для этой компании срочное сообщение. Все порты Балтии обслуживаются фидерными линиями. Услуги, связанные с производством погрузочно-разгрузочных работ, размещением и укладкой грузов в порту предоставляют специализированные компании – стивидоры (англ. stevedore). Каждый океанский порт представляет собой крупное предприятие, включающее специализированное оборудование и сооружения (причалы, площадки, ангары, подъездные пути, портовые краны, погрузчики и т.п.), а также разветвленную сеть подразделений и коммерческих фирм, осуществляющих весь перечень портовых, погрузочных, складских работ и организующих регламентированный документооборот.